Правила родителей
Родители учащихся являются участниками образовательного процесса. Обязаны формировать у детей гражданственность, патриотизм, воспитывать их на основе культурных и духовных традиций белорусского народа, уважать честь и достоинство учителей и других участников образовательного процесса.
Взаимодействуя с участниками образовательного процесса, родители учащихся должны руководствоваться следующими правилами:
1. Обеспечивать условия для воспитания, получения образования и развития своих детей.
2. Добросовестно и качественно выполнять обязанности родителей, являться для детей образцом.
3. Создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка, защищать его права и законные интересы.
4. Обеспечивать выполнение детьми требований учителей, правил внутреннего распорядка учреждения образования, правил для учащихся.
5. Избегать конфликтов во взаимоотношениях с учителями, другими родителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность.
6. Поддерживать с участниками образовательного процесса конструктивные и доверительные отношения, взаимодействовать с учителями по вопросам воспитания и обучения детей.
7. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и родительском сообществе.
8. Соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса.
9. Внешним видом, поведением, культурой общения быть положительным примером для своего ребенка и других учащихся.
10. Стремиться к повышению собственной психолого-педагогической компетентности.
Профилактика вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества через сеть Интернет
В настоящее время большую актуальность приобрела тема вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества и группы экстремистской направленности посредством сети Интернет.
Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета, что негативно сказывается на нас.
Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:
- буллинг (кибербуллинг - преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)
Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.
- деструкция (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.
Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.
В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.
Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.
На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.
Организаторы или те, кто «ведет» группу подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.
Далее идет погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.
Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.
Так постепенно ребенок втягивается. И втягивается именно как в секту, так, что потом выйти уже практически невозможно.
С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:
- вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;
- в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;
- в «группы смерти» - желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.
Как же распознать опасную группу?
Логотип: знаки богов и ножи. Картинки и фото в сером, черном и красном цвете. Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах, психоделическая музыка.
Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: поиск информации и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое – обратная сторона медали существует и несет в себе реальную угрозу.
Учитывая, что молодежь очень активно использует телефоны и планшеты с целью посещения сети Интернет, процесс контроля затрудняется. А родительский контроль необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время - с 4 до 6 утра)
Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:
- Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;
- У него меняется режим дня;
- Ребенок вялый и постоянно не высыпается;
- Активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).
Угрозы для детей и подростков в интернете:
• Вовлечение в преступную деятельность. Злоумышленники могут вовлекать или принуждать ребёнка к краже, вандализму, участию в уличных бандах или совершению других противоправных действий.
• Участие в экстремистских группах. Ребёнка могут завербовать в радикальные политические, религиозные или идеологические группы.
• Продажа или употребление запрещённых веществ. Употребление алкоголя или табака в детском возрасте может привести к серьёзным последствиям для здоровья. Возможно вовлечение детей в употребление или торговлю наркотиками.
• Азартные игры. Ребёнок может пристраститься к азартным играм, что может привести к финансовым и психологическим проблемам.
• Участие в опасных челленджах. Некоторые интернет-тренды или «вызовы» могут подталкивать детей к опасным или даже смертельным действиям.
• Пропаганда нездорового образа жизни и деструктивных влияний. Влияние определённых онлайн-сообществ или контента может подталкивать ребенка к мыслям о необходимости чрезмерной худобы, самоповреждения или сведения счётов с жизнью.
• Секстинг. Распространение интимных или компрометирующих фотографий в интернете может привести к шантажу или другим негативным последствиям.
• Раннее начало интимных отношений. Взрослые злоумышленники могут вовлекать детей и подростков в интимные отношения и в различные формы сексуальной эксплуатации.
• Нелегальное трудоустройство. Недобросовестные работодатели могут предложить не осведомлённому о своих правах ребёнку работу без учёта законодательных ограничений. Это может грозить риском эксплуатации или нанесением вреда здоровью.
Как защитить ребёнка от угроз в интернете
Родителям важно осознавать потенциальные угрозы и активно общаться с детьми на тему их активности в интернете и в реальной жизни. Родительский контроль, обучение безопасности и доверительные отношения с ребёнком могут помочь предотвратить многие риски.
Функции родительского контроля в устройствах созданы для помощи родителям в защите своих детей от нежелательного контента и потенциальных угроз в интернете. Вот основные возможности таких решений:
• Безопасный поиск. Активация режима безопасного поиска в браузерах и поисковых системах позволяет исключить выдачу неподходящего или вредоносного контента.
• Фильтрация контента. Фильтрация контента даёт возможность блокировать доступ к определённым сайтам, запрещает установку или запуск приложений, содержащих контент, который родители считают неподходящим для своих детей (например, сайты для взрослых, азартные игры и др.).
• Ограничение времени использования. Установка лимитов на длительность пользования устройством или отдельными приложениями может помочь предотвратить зависимость от экрана и обеспечить достаточное время для сна, учёбы и других важных дел.
• Мониторинг. Отслеживание активности ребёнка на устройстве: просмотренные сайты, установленные приложения, контакты – с кем и как чато общался в мессенджерах, кого добавлял в друзья в социальных сетях.
• Уведомления. Родители могут получать уведомления о потенциально опасной активности ребёнка, например, попытке получить доступ к заблокированному сайту.
• Геолокация. Определение местоположения ребёнка в реальном времени, что позволяет родителям быть уверенными в его безопасности и знать, где он находится.
• Блокировка покупок. Ограничение возможности совершать покупки в приложениях или в интернет-магазинах без разрешения родителей.
• Ограничение общения. Возможность ограничить доступ к определённым мессенджерам или контактам.
• Защита от кибербуллинга. Некоторые решения родительского контроля анализируют текстовые сообщения на наличие угроз или оскорблений и уведомляют родителей о потенциальных проблемах.
Главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять основы кибербезопасности.
Мы считаем, что детям и их родителям нужно передавать знания, как безопасно пользоваться интернетом и как избежать опасности. Экспертную информацию, куда обращаться, когда ребенок столкнулся с проблемой можно найти на сайте Kidspomogut.by.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Для современного мира очень актуальна проблема безопасности детей. Наверное, поэтому многие родители не разрешают гулять без присмотра детям даже 10—12 лет, опасаясь за их жизнь и здоровье, ограничивая свободу их передвижения рамками квартиры, школы и секции (кружка).
Опасения мам и пап понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, не уменьшается. Беззащитный ребёнок может пострадать от грабителя, которого интересуют деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, даже в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.
Да и дома подросток нередко становится жертвой — разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.
В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.
Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу "попугая в клетке". Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности ("станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу") часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям.
Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников. Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что ребёнку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождением в Интернете или увлечением компьютерными играми.
Выход из этой ситуации один: предоставить сыну или дочери необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определенному образу жизни в условиях, когда они всё больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём как в привычных ситуациях, например при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных — при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению — долг родителей, который надо исполнять постоянно.
Подготовлено по материалам Детского правового сайта - mir.pravo.by
Памятка родителям по правилам дорожного движения
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя бежать! Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.
3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
4. Учите ребенка смотреть! У ребенка должен выработаться твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5. Начинать движение через проезжую часть на зеленый сигнал светофора можно только убедившись, что все машины остановились.
6.Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
7.Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящийся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.
8. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, что нельзя прыгать на ходу.
9. Выходить на дорогу из-за стоящего транспорта нельзя!
10. Составьте для ребенка "Маршрутный лист" от дома до колледжа. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот путь вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Уважаемые родители, обучающиеся!
Информируем Вас о том, что в рамках расследования одного из уголовных дел в отношении учащегося колледжа Могилевской области установлено, что действуя единолично, а также группой лиц, в том числе повторно, имея умысел на незаконное распространение реквизитов банковских платежных карточек (далее -БПК) и аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам, из корыстных побуждений, выразившихся в желании незаконного быстрого обогащения, используя в качестве средства совершения преступления принадлежащие им мобильные телефоны, с помощью программы мгновенного обмена данными «Telegram» в сети Интернет и других программных и технических средств, в период с ноября 2022 года по февраль 2023 года, в нарушение Закона Республики Беларусь «О платежных системах и платежных услугах» от 19.04.2022 № 164-3 и Правил обслуживания физических лиц в ОАО «БНБ-Банк», за материальное вознаграждение, осуществили достоверно неустановленным лицам, в мессенджер «Telegram», незаконное распространение аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам, открытым в ОАО «БНБ - Банк», на паспортные данные менее чем 150 учащихся учреждений среднего специального и высшего образования области, а именно сведений об идентификаторах учетной записи (логин и пароль) пользователя системы дистанционного банковского обслуживания счетом (мобильное приложение ОАО «БНБ-Банк», «Интернет-Банк», а также реквизитов БПК: сведений о номере БПК, сроке ее действия, CW-коде (коде проверки подлинности указанной БПК), ПИН — коде (персональном идентификационном номере), используемом для идентификации держателя БПК, эмитированных к указанным счетам.
Кроме того, установлено, что совершению данного преступления способствовал ряд условий, существенно облегчивших обвиняемым совершение преступления. Основными лицами, которые способствовали совершению преступных действий, явились учащиеся УО «Архитектурно - строительный колледж» ГУВПО «Белорусско- Российский университет», УО «Могилевский государственный ордена Трудового Красного Знамени агролесотехнический колледж имени К.П. Орловского, а также иные учащиеся следующих учреждений образования: УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», Социально-гуманитарный колледж УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», УО «Могилевский государственный медицинский колледж», У О «Могилевский государственный политехнический колледж», УО «Могилевский государственный технологический колледж», У О «Могилевский государственный машиностроительный колледж», УО «Могилевский государственный колледж строительства им. А.П. Старовойтова», УО «Могилевский государственный экономический промышленно-технологический колледж», УО «Белорусско-Российский университет», УО «Могилевский государственный торговый колледж», ГУО «Средняя школа №2 г. Круглое», которые за денежное вознаграждения в сумме от 10 до 40 рублей, передавали как лично, так и через различные мессенджеры в сети Интернет свои персональные данные (копию паспорта, находящийся в их пользовании номер сотового оператора и иную информацию необходимую для регистрации учетной записи клиента в мобильном приложении ОАО «БНБ-Банк»),
Данная деятельность является незаконной и может повлечь ответственность по ст.222 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Так, откликнувшись на объявление «Куплю БПК! Дорого», так называемый «дроп» (подставное лицо, участвующее в схеме мошенничества) получает краткосрочную выгоду и связанные с этим последствия.
«Дропом» выступает подставное лицо, которое представляет свои личные данные и реквизиты, для регистрации БПК, на которые переводятся похищенные деньги, тем самым обеспечивая их движение от потерпевших к похитителям.
«Дроповод» выступает организатором такой деятельности, который занимается приисканием «дропов».
Банк открывает текущий (расчетный) счет для хранения денежных средств именно владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполняет поручение владельца счета о перечислении и выдаче денежных средств.
БПК - это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к счету владельца для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, которая имеет свои реквизиты. В договорах, заключаемых с банком, указывается о необходимости обеспечения сохранности и конфиденциальности реквизитов БПК.
Сообщение вышеуказанных сведений (равно как и передача самой БПК иному лицу для последующего их использования данным лицом в целях, не связанных с выполнением поручения самого «дропа», как владельца банковского счета является распространением реквизитов БПК.
Если «дропом» были сообщены «дроповоду» сведения об идентификаторах учетной записи (логин и пароль) пользователя системы дистанционного банковского обслуживания счетом, то такие действия являются распространением аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счету.
Помните: как только информация попадает в Сеть, контролировать её дальнейшее использование невозможно!
Выписка из УК Республики Беларусь
Статья 209. Мошенничество
- Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, -
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до
двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Мошенничество, совершенное в крупном размере, -
наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или
лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
- Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.
Статья 212. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации
- Хищение имущества путем модификации компьютерной информации -
наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, -
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
- Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -
наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
- Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Статья 222. Незаконный оборот средств платежа и (или) инструментов
- Изготовление в целях сбыта либо сбыт поддельных банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, а равно совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов банковских платежных карточек либо аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам либо электронным кошелькам, -
наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
- Те же действия, совершенные повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере, -
наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.