Методика организации учебного процесса производственного обучения в центре компетенций технологий сельского хозяйства
Традиционные подходы к организации производственного обучения при подготовке по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» заключаются в проведении индивидуальных занятий по вождению, работе на машинно-тракторных агрегатах и звеньевых занятий, проводимых в рамках лабораторно-практических занятий по предметам специального цикла. Организация производственного обучения по такой форме на базе учебного заведения, являющегося центром компетенций, малоэффективна, так как имеет большую продолжительность, что не совсем соответствует задачам, стоящим перед таким центром.
В целях повышения эффективности обучения при минимизации срока пребывания учебных групп в центре компетенций технологий сельского хозяйства целесообразно организовывать учебный процесс в виде звеньевых занятий. При этом необходимо провести деление учебной группы на подгруппы, количество которых должно соответствовать количеству тем учебной программы.
Ведущими критериями отбора и структурирования содержания учебной программы должны является:
- полный охват основных агротехнических операций, выполняемых сельскохозяйственными предприятиями в процессе производства претерпевших наибольшие технологические изменения в связи с обновлением шлейфа применяемых машин и оборудования;
- материально-техническое оснащение центра компетенций технологий сельского хозяйства;
- цели и задачи производственного обучения, определяемые потребностью УПТО, направляющих на обучение в центр компетенций технологий сельского хозяйства учащихся.
Данный подход позволяет разработать рациональный тематический план и учебную программу производственного обучения для последующей их реализации на базе центра компетенций технологий сельского хозяйства.
В связи с поднадзорностью подготовки трактористов – машинистов районным инспекциям Гостехнадзора в части регистрации учебных групп и приёма квалификационных экзаменов на право управления колёсными тракторами и самоходными машинами, а так же необходимостью получения лицензии на данный вид подготовки в Главгостехнадзоре Республики Беларусь, учебная программа производственного обучения центра компетенций технологий сельского хозяйства согласована с областной инспекцией Гостехнадзора.
Необходимо отметить, что тематический план производственного обучения, количество учебных часов для конкретного УПТО определяются на стадии заключения договора на организацию производственного обучения в центре компетенций технологий сельского хозяйства и носят вариативный характер. То есть могут изменяться в зависимости от различных факторов – например, от оснащения материально-технической базы УПТО, направляющего учащихся в центр компетенций технологий сельского хозяйства, комплектностью группы.
Учащиеся принимаются на производственное обучение на основании приказа. В приказе отражается списочный состав принимаемой на обучение группы, а так же распределение функциональных обязанностей педагогических работников центра компетенций технологий сельского хозяйства по проведению производственного обучения в данной учебной группе.
Расписание занятий для подгрупп производственного обучения и распорядок дня составляются согласно тематического плана и утверждаются директором колледжа.
В центре компетенций ведётся журнал учёта производственного обучения, в котором делаются соответствующие записи о прохождении обучения учащимися, прибывшими в центр.
По окончании обучения в центре компетенций оформляется выписка из журнала учёта производственного обучения центра компетенций на каждую подготовленную группу, на основании которой в журнал учёта производственного обучения УПТО, направившего учащихся в центр компетенций, вносятся соответствующие записи по изученным темам (форма №5 журнала учёта производственного обучения).
Такой подход позволяет максимально индивидуализировать подготовку учащихся при практической отработке тем учебной программы. При этом на 1-го мастера производственного обучения будет приходиться не более 3 – 5 учащихся на 8-ми часовое занятие. Тем самым обеспечивается и достаточная пропускная способность центра компетенций - количество учебных групп в год.
Затраты, понесённые центром компетенций на обеспечение проживания учащихся в общежитии, организацию их питания в соответствии с установленными нормами, компенсируются за счет учреждений профессионально-технического образования, направивших учащихся на обучение в центр компетенций на основании счёта-фактуры, выставляемой центром компетенций технологий сельского хозяйства по факту оказания услуги – окончания производственного обучения группы, согласно договора.
Прочие расходы на обучение – приобретение ГСМ, необходимых для проведения занятий, транспортные услуги, связанные с доставкой учащихся к месту обучения в центр компетенций технологий сельского хозяйства и обратно (если оказываются центром), заработная плата работникам центра компетенций технологий сельского хозяйства вносятся в годовую смету расходов колледжа.