Страница 17 из 20
Диагностические мероприятия
по выявлению подростков, склонных к совершению
аутоагрессивных и суицидальных действий
Для организации индивидуально ориентированной психологической помощи важно осуществить меры по раннему выявлению детей и подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.
Формирование социального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от некоторых личностных особенностей и социальной ситуации развития.
Первичными психодиагностическими задачами по выявлению подростков находящихся в группе риска является изучение особенностей поведения, социально – психологического статуса в группе сверстников, самооценки и отношения подростка к собственному будущему.
Рекомендуется использование комплекса, состоящего из следующих психодиагностических методов и методик:
Исследование социометрического статуса,
- Исследование самооценки личности (Приложение 1)
- Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.) (Приложение 2)
- Данные наблюдений педагогов, сверстников, родителей за изменением поведения отдельных подростков (Приложение 3).
Прилагаемые методы и методики достаточно удобны в применении и информативны после обработки.
Важным показателем возможного изменения состояния подростка может служить показатель его социометрического статуса в группе. Рекомендуется проводить измерение социометрического статуса несколько раз в течение учебного года. Разумеется, необходимо, во – первых, сравнить данный показатель с аналогичными за предыдущие периоды времени, во – вторых, учитывать референтные ориентации подростка. В таком случае можно обнаружить резкие изменения в положении подростка: переход в другой статус, изменение взаимосвязей и отношений. В учреждении образования удобно использовать процедуру с ограничением числа выборов и использовать несколько вопросов, отражающих отношение к взаимодействию в различных видах деятельности.
Предлагаем социометрическую карточку следующего содержания:
Социометрическая карточка
№ п/п |
Вопрос |
1 выбор (ФИО) |
2 выбор (ФИО) |
3 выбор (ФИО) |
1. |
Кого из одноклассников ты пригласишь на свой день рождения? |
|
|
|
2. |
Кому из одноклассников ты расскажешь о случившейся с тобой неприятности? |
|
|
|
По итогам обработки педагог-психолог строит социоматрицу, дающую достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе и положение в ней каждого учащегося.
При анализе результатов необходимо обратить внимание:
- на учащихся с отсутствием выборов (изолированных) и пренебрегаемых;
- на резкие изменения в статусной позиции по сравнению предыдущими социометрическими исследованиями.
В целях изучения самооценки предлагаем использовать методику «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н.П. и др. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» - М., 2002, 344 с.) (Приложение №1).
В методике предлагается 15 утверждений, по которым необходимо оценить свое состояние по 5-тибалльной шкале. Проводится в групповом режиме.
Пометки испытуемых переводятся в баллы следующим образом: «очень часто» - 4 балла; «часто» - 3 балла; «иногда» - 2 балла; «редко» - 1 балл; «никогда» - 0 баллов. Чтобы определить уровень самооценки нужно сложить все баллы, выставленные по вертикали и получить суммарный балл.
Уровни самооценки:
10 баллов и менее - завышенный уровень;
11-29 баллов - средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.
Более 29 - заниженный уровень.
Учитывая тот факт, что заниженный уровень самооценки согласно тесту находится в диапазоне 29 – 60 баллов, предлагаем обратить особое внимание на подростков показавших значения самооценки, находящиеся в диапазоне 40- 60 баллов.
При анализе полученных результатов необходимо обратить внимание:
на учащихся, показавших низкие значения самооценки;
на учащихся, показавших изменение самооценки (с более высокой на низкую) в сочетании с изменением социометрического статуса.
Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.) предназначена для предсказания возможности самоубийства на основе мыслей о будущем и возлагаемых на него надежд и представляет собой 20 утверждений, которые отражают чувства, состояния, отношение к будущему и прошлому (Приложение 2). Испытуемым необходимо отметить ВЕРНО или НЕВЕРНО каждое утверждение по отношению к нему. Методика предъявляется в групповом режиме.
С точки зрения авторов методики безнадежность – это психологический конструкт, который лежит в основе многих психических расстройств.
При разработке шкалы авторы следовали концепции, в рамках которой безнадежность рассматривается как система негативных ожиданий относительно ближайшего и отдаленного будущего. Индивиды с высокими показателями безнадежности верят:
- что все в их жизни будет идти не так;
- что они никогда ни в чем не преуспеют;
- что они не достигнут своих целей;
- что их худшие проблемы никогда не будут разрешены.
Такое описание безнадежности соответствует негативному образ себя, негативному образу своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.
Таким образом, Шкала безнадежности Бека измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у лиц, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства (Beck, 1991).
Ключ
№ |
Ответ |
Балл |
№ |
Ответ |
Балл |
01 |
Неверно |
1 |
11 |
Верно |
1 |
02 |
Верно |
1 |
12 |
Верно |
1 |
03 |
Неверно |
1 |
13 |
Неверно |
1 |
04 |
Верно |
1 |
14 |
Верно |
1 |
05 |
Неверно |
1 |
15 |
Неверно |
1 |
06 |
Неверно |
1 |
16 |
Верно |
1 |
07 |
Верно |
1 |
17 |
Верно |
1 |
08 |
Неверно |
1 |
18 |
Верно |
1 |
09 |
Верно |
1 |
19 |
Неверно |
1 |
10 |
Неверно |
1 |
20 |
Верно |
1 |
Интерпретация:
0-3 балла – безнадёжность не выявлена;
4-8 баллов – безнадежность лёгкая;
9-14 баллов – безнадежность умеренная;
15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.
При анализе полученных результатов необходимо обратить внимание на учащихся, показавших умеренную и тяжелую безнадежность.
Анализ совокупных данных
Таким образом, после проведения исследования специалисты СППС получают показатели социометрического статуса, уровень самооценки и отношения к будущему.
Для удобства анализа рекомендуется построение итогового протокола исследования, содержащего показатели по трем методикам. В отдельной графе итогового протокола также целесообразно поставить пометки о поведенческих особенностях подростков, переживающих, по наблюдениям педагогов, родителей, сверстников, трудную жизненную ситуацию (Приложение 3).
Результатом качественного анализа данных протокола должен явиться список подростков, находящихся в группе риска. К группе риска относятся подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и показавшие следующие результаты: статус пренебрегаемого или изолированного, или изменившие социометрический статус в сторону ухудшения, низкую или изменившуюся самооценку, а также показавшие умеренную и тяжелую безнадежность. Будет полезным также обратить внимание на «края» показателей – самые высокие и самые низкие оценки, так как различные их сочетания могут говорить о наличии ситуации риска.
Сразу после составления списка подростков, находящихся в группе риска, необходимо выделить подростков, имеющих угрожающие показатели и предпринять экстренные действия, направленные на обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Первоочередные действия специалистов СППС при наличии риска высокой степени для безопасности жизни подростка:
Обеспечить присутствие взрослого рядом с подростком до приезда
родителей.
Информировать родителей об угрозе жизни подростка
Немедленно связаться с дежурным психиатром (психотерапевтом),
терапевтом поликлиники, либо вызвать скорую помощь и сообщить о высокой
степени риска суицида.
Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.
Первоочередные действия специалистов СППС при наличии риска средней степени для безопасности жизни подростка:
Связаться с семьей, безотлагательно направить к психиатру
(психотерапевту). Контролировать получение медицинской помощи.
Установить отношения с подростком, в ходе беседы предложить
подростку эмоциональную поддержку, оказать помощь в совладании со
сложившейся ситуацией, проработать суицидальные чувства, укрепить желание
жить.
Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.
Взаимодействовать с психиатром (психотерапевтом), получать от
него рекомендации по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Пригласить на встречу друзей, обсудить совместно с ними стратегию поддержки и помощи.
После преодоления острых состояний специалистам СППС необходимо продумать индивидуальный план поддержки подростка.
С другими учащимися, находящимися в итоговом списке, рекомендуется проведение углубленного психодиагностического изучения степени риска.
Более подробно с углубленной схемой исследования, а также с организацией профилактики и коррекции суицидального поведения можно ознакомиться в книге «Суицидальное поведение: профилактика и коррекция: учеб.-метод. пособие/Н.А. Сакович; ГУО «Акад. последиплом. образования». Минск: АПО, 2011-138с, размещенной на сайте academy.edu.by или по адресу
http://www.academy.edu.by/podrobnee/podrazdeleniy/237.html.