AGROCOLLEGE.BY - сайт твоего колледжа

Язык сайта

rubeende

Государственный герб Республики Беларусь

Наши соц. сети

Наша страница ВКонтактеНаша страница в ИнстаграмНаша страница в ЮтубНаша страница в Телеграм

Сайт учебной лаборатории Зоосад

 

componentУчреждение образования "Могилевский государственный ордена Трудового Красного Знамени агролесотехнический колледж имени К.П.Орловского"
 
 
 

 

В нашем учреждении образования:

 Бесплатное обучение!
 100% распределение и трудоустройство!
 Всем нуждающимся предоставляется общежитие!
 Бесплатное горячее питание обучающимся, получающим профессионально-техническое образование (со сроком обучения более 1 года)!
 Стипендия обучающимся, получающим профессионально-техническое образование (со сроком обучения менее 1 года) и среднее специальное образование!
 Возможность получить среднее специальное образование на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием в сокращенный срок обучения!
 Время обучения включается в общий трудовой стаж!
 Благоприятные условия для учебы, отдыха, занятий спортом.

 

Уважаемые выпускники!

   Знакомство с Правилами приема и материально-технической базой колледжа мы проведем индивидуально для каждого из вас. Заявки на посещение колледжа принимаются по телефону +375 44 780 47 25 (А1).

 

Режим работы колледжа: 8:00-16:30 (обед: 13:00-13:30), выходные дни: суббота - воскресенье.

Режим работы библиотеки: 8:00-16:30 (обед: 13:00-13:30), выходные дни: суббота - воскресенье.

Телефон: +375 222 76-49-00 - приемная директора.

Адрес: 213134, Могилевская область, Могилевский район, аг.Буйничи (2 км. от г.Могилева), ул.Орловского.

Проезд: автобус № 3, 15, маршрутное такси № 2, 43, 9 до остановки "Буйничи-1" ("Зоосад").

Сайт колледжа: agrocollege.by

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт учебной лаборатории "Зоосад": zoosad.by

 

Часто задаваемые вопросы

 

  


 

 

 
 

Рекомендации

Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения

Многие годы учеными мира активно разрабатывается теория и практика разрешения конфликтов. В 1960 г. в Мичиганском университете был образован центр по исследованию конфликтных ситуаций. В 1970-х гг. в США были созданы конфликтологические центры при военных и разведывательных организациях. Во многих американских университетах учащиеся изучают конфликты — межличностные, групповые, производственные, экологические, этические, международные.

Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов. Ее задача — вырабатывать и внедрять навыки разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях. В 1993 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый в России центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан клуб конфликтологов, объединяющий профессиональных конфликтологов-медиаторов.

В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое (Альберт Хедоури). Академик В.И. Кудрявцев даст следующее определение конфликта: «это проявление объективных или субъективных противоречий, выражаю¬щихся в противоборстве сторон».

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. А. Ребер пишет, что термин «конфликт» используется в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы и т. д.

В основе любого конфликта лежат противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликтная ситуация включает субъект и объект возможного конфликта. Но чтобы конфликт стал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный. Субъектом взаимодействия в конфликте может выступать и отдельное лицо (конфликт внутриличностный), и несколько лиц (конфликт межличностный). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются конфликты межгрупповые, межорганизационные, классовые, межгосударственные. В особую группу выделяются конфликты межнациональные.
Конфликты создают напряженные отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервнопсихическом состоянии. Конфликты могут обладать и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

В конфликте одна из сторон требует изменения поведения, мыслей либо чувств партнера. Однако не всякое противоречие есть конфликт: люди могут иметь различные взгляды, суждения о какой-либо проблеме, и это не мешает их слаженной работе. Противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы, ведут к возникновению конфликта.

При рассмотрении типологии внутриличностного конфликта часто применяется классификация субъективно конфликтных ситуаций на базе динамической модели К. Левина, предложенная Н. Миллером. В качестве основных побуждений деятельности выступают два стремления: достичь желаемой цели и избежать неблагоприятной ситуации. Соответственно этому субъективный конфликт возникает:

  • при наличии двух положительно притягательных целей, требующих несовместимых действий (ситуация «буриданова осла»);
  • когда благоприятная цель дана в неблагоприятной ситуации или сама по себе содержит негативный аспект;
  • при необходимости выбора между равно неблагоприятными целями;
  • когда стоит выбор между двумя целями, имеющими и позитивные, и негативные аспекты (самый распространенный случай).

Работа с межличностным конфликтом начинается с его анализа. Для этого надо выявить причину возникновения конфликта.
Причины конфликтов можно объединить в группы в соответствии с обусловливающими их факторами — информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением.

Информационные факторы. В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая или неизвестная для другой:

  • неполные и неточные факты, слухи — все, что дезинформирует партнеров по общению;
  • подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании;
  • сомнения в надежности и ценности источников информации;
  • спорные вопросы законодательства, доктрин, правил порядка действий и т. д.

Структурные факторы. Сюда могут быть отнесены:

  • вопросы собственности;
  • вопросы социального статуса, властных полномочий и отчетности;
  • различные социальные нормы, стандарты, традиции;
  • системы безопасности, поощрения и наказания;
  • географическое положение (добровольная или вынужденная изоляция либо открытость, интенсивность контактов);
  • распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.
Для организации среди структурных конфликтов одними из основных являются ресурсные, поскольку даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их часто ведет к конфликтам, так как люди хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности субъективно кажутся более обоснованными.
Ценностные факторы. Это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, цели, к которым стремимся:
  • общественные, групповые или личностные системы убеждений; идеологические, культурные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды;
  • противоречия в постановке целей. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере их расширения, когда они разбиваются на специализированные подразделения с разными задачами. Отдельные работники тоже преследуют свои собственные цели, не всегда совпадающие с целями других;
  • различия в способах достижения целей. Даже при отсутствии противоречивых интересов у руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды и способы достижения общих целей. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее;
  • различия в способах решения взаимозависимых задач: когда один человек или группа зависит от другого человека или группы в выполнении задач. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно отремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров, что не приняты новые работники.
К этой группе также относятся конфликты, возникающие, если при разработке одного проекта заняты специалисты с разным уровнем профессиональной квалификации. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту.
Факторы отношений. Связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или с его отсутствием. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, целей, вклад сторон в отношения, различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

Поведенческие факторы. Неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной) или создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния; если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Большую роль здесь играют различия в психологических особенностях, которые могут быть так велики, что мешают совместной деятельности. В этом случае говорят о психологической несовместимости. Поэтому все больше внимания менеджеры уделяют формированию «слаженных команд».

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы. За видимой причиной может стоять более глубокая, которую конфликтанты не афишируют и в основе которой всегда лежат потребности одного и второго участника конфликта. Потребности формируют интересы и далее определяют действия конфликтантов.
Существование более одного источника конфликта увеличивает вероятность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако и при высокой веро-ятности возникновения конфликта стороны могут избежать усугубления ситуации. Исследования подтверждают, что люди не всегда обращают внимание на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными.

Следующая стадия конфликта как процесса — управление им. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов — устранит причины конфликтов или создаст их. Для того чтобы научиться управлять конфликтами, необходимо рассмотреть классификацию конфликтов.


Способы и правила разрешения конфликтов  

Разрешению организационного конфликта предшествует его анализ, начинающийся с изучения и определения степени конфликтности участников. Если конфликтность является чертой характера или достигла порога, когда индивид становится постоянным инициатором напряженности (независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации), то конфликт далее не анализируется. Если же конфликтность низкая, то:

  • анализируются цели участников конфликта;
  • определяется проблемная ситуация, предшествующая конфликту;
  • устанавливаются факторы, способствующие перерастанию проблемной ситуации в организационный конфликт;
  • измеряется степень воздействия личностных особенностей конфликтующих и проблемной ситуации, влияющей на возникновение конфликта.

Конечный этап развития организационного конфликта — его разрешение, мнимое или реальное. При мнимом разрешении конфликта не устраняется основание его появления: конфликт завершается либо отстранением одного из участников, либо достижением компромисса, либо подавлением конфликта силой власти или авторитета. При этом у участ-ников конфликта остается неудовлетворенность и недовольство, что может привести к новой вспышке конфликта.

При реальном разрешении организационного конфликта он может устраняться по двум направлениям:

  • решение организационной проблемной ситуации;
  • нахождение форм движения конфликта в сторону объективного процесса его развития, благодаря чему сохраняется и развивается рациональное обоснование позиций конфликтующих индивидов или групп и, наконец, находится решение, полностью удовлетворяющее участников конфликта.

Целесообразность и регулируемость организационного конфликта оценивают сравнением затрат на разрешение проблемной ситуации через конфликт и без него. Если затраты на разрешение ситуации через конфликт оказываются большими, чем разрешение ситуации другими средствами, то конфликт нецелесообразен. Если разрешение ситуации через конфликт не вызывает больших затрат или же других средств ее разрешения нет, то конфликт целесообразен.

Критерии регулируемости организационного конфликта таковы:

  • разрешимость проблемной ситуации в данный момент наличными средствами;
  • значимость ее разрешения для первого участника;
  • значимость сохранения проблемной ситуации для второго участника;
  • степень конфликтности участников.

Если есть средства для разрешения проблемной ситуации, конфликтность участников низкая и значимость ее сохранения для второго участника невысока, то конфликт и данный момент регулируем. При высокой конфликтности участников, отсутствии средств для разрешения проблемной ситуации и высокой значимости ее сохранения для второго участника конфликт практически нерегулируем.
Для регулирования межличностных и межгрупповых конфликтов используют структурные и межличностные методы управления конфликтами.

Структурные методы управления конфликтами следующие.
1. Четкое разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто представляет и получает различную информацию,
О системе полномочий и ответственности и т. п.).
2. Использование координирующих механизмов (строгое соблюдение принципа единоначалия, распределения полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. В некоторых сложно организованных фирмах создаются специальные интеграционные службы, задачей которых является увязка целей различных подразделений).
3. Установление общих целей, формирование общих требований (этому способствуют информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях). Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Осознание этой «социальной миссии» сплачивает коллектив, что приводит к сокращению количества дисфункциональных конфликтов.
4. Создание эффективной системы вознаграждений (установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников и стимулируют снижение конфликтности).
Межличностные методы разрешения конфликтов. Для описания стратегий конфликтного взаимодействия на практике часто используют двухмерную модель Томаса — Килменна. За основу здесь берется степень ориентации участников конфликтной ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: уклонение (или уход), сглаживание (приспособление), компромисс, конкуренцию, сотрудничество.

Уклонение — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Предлогом могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или неверно выбранный адресат. Девиз такого поведения: «Не стоит делать из мухи слона». Цель обвиняемой стороны — отложить решение конфликта (как-нибудь само собой уладится), дать противнику возможность обдумать свои претензии. Такое поведение может быть уместным, если:

  • предмет разногласий не представляет для человека большой ценности;
  • ситуация может разрешиться сама собой;
  • в данный момент нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся;
  • в случае нереалистических конфликтов.

Сглаживание — отказ от собственных интересов, действие по принципу: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Причиной такого поведения может быть стремле-ние сделать «жест доброй воли», завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним. Рационально так поступать, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения. Для эффективного руководства подчиненными данная стратегия не должна быть доминирующей.

Компромисс — принятие до определенной степени точки зрения другой стороны. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Преимущество такого исхода — взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс снимает напряженность. В некоторых случаях плохое решение лучше, чем его отсутствие. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях ценится высоко, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Конкуренция — принуждение партнера к принятию своей точки зрения во что бы то ни стало, может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника, пренебрежении его мнением. Данная стратегия нацелена на сиюминутный выигрыш, не способствует сохранению взаимоотношений. В коллективе при использовании ее руководитель подавляет инициативу подчиненных и иници¬ирует возможность повторных вспышек из-за ухудшения взаимоотношений. Может быть эффективна, если используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ей своих целей.

Сотрудничество — подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой, по крайней мере, частично. Участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Девиз сотрудничества: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». В варианте, когда важны и цель, и отношения с оппонентами, без сотрудничества в том или ином виде не обойтись.

Таким образом, конфликт преодолевается различными средствами, и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степени его затянутости, стратегии и тактики конфликтующих сторон. В идеальном случае конфликт сам подскажет стиль поведения. Если вы решились на сотрудничество, то первое, что нужно сделать – это отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон. Отношения с партнерами должны быть позитивными, с акцентированием того, что объединяет, а не разъединяет.


Общие рекомендации по управлению конфликтами  

Основой любого конфликта является противоречие между фактическим положением дел и ожиданиями людей. По сути, необходимо перестроить реальность под ожидания оппонентов или попытаться изменить отношение оппонен¬тов к существующему положению дел.
Наиболее эффективное разрешение конфликта предполагает наличие следующих этапов.
Признайте наличие конфликта — вы откроете этим путь к переговорам.

Договоритесь о процедуре — придите к соглашению, где, когда и как вы начнете совместную работу. Это шаг на пути к разрешению конфликта. Заранее оговорите, кто будет принимать участие в обсуждении. Встречи лучше проводить либо в нейтральном месте, либо по очереди у каждой из сторон.

Выясните скрытые и явные причины конфликта — определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Это не так просто. Порой сами участники не могут или не решаются выяснить основную причину конфликта.
Определите конфликт — важно оценить конфликт в рамках проблемы, подлежащей урегулированию. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Именно в них ключ к решению проблемы. Уже на этой стадии нужно подходить к проблеме как к общему вопросу — это сразу утвердит дух сотрудничества. Обе стороны должны высказаться: в чем они видят конфликт, какие чувства он у них вызывает и как каждая сторона оценивает свой «вклад» в конфликтную ситуацию.

Делайте разграничения между участниками конфликтов и возникшими проблемами — будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

Исследуйте возможные варианты решения — на этом этапе целесообразно проработать как можно больше вариантов разрешения конфликта.

Определите объективные критерий — чтобы достичь соглашения, нужно принять совместное решение. Решения всегда основываются на критериях. Объективный критерий нейтрален по отношению к интересам спорящих. Если критерии для соглашения объективны, а не субъективны, то соглашение будет стабильным и длительным.

Добейтесь соглашения — оценив выдвинутые предложения, следует выбрать наиболее приемлемые для обеих сторон, т. е. прийти к соглашению. Иногда бывает достаточно одной встречи и самого факта переговоров, чтобы уладить разногласия. В других случаях необходимо несколько встреч. После урегулирования разногласий целесообразно составить какой-либо документ (резолюция, меморандум о сотрудничестве или соглашении), чтобы зафиксировать обязательства сторон. Иногда составляют поэтапные резюмирующие документы.

Воплощайте план в жизнь — важно, чтобы документ, фиксирующий результаты переговоров, четко оговаривал, что должно быть сделано, когда, где и кем. Желательно приступить к этому как можно скорее: отсрочки могут вызвать сомнения и подозрения сторон.
Оцените принятое решение — даже при самом удачном соглашении могут оставаться обделенные или обиженные, недовольство которых проявляется в беседах, намеках и жестах участников. Дайте им возможность высказаться открыто: спросите у каждого, что следует включить в решение дополнительно.

Процесс переговоров зависит от самых разнообразных факторов, многие из которых, например взгляды, мотивы, потребности участников, плохо поддаются управляющему воздействию. Человеческие предубеждения, предрассудки, стереотипные представления также могут свести на нет все усилия.

Некоторые общие рекомендации по психологии ведения переговоров при разрешении конфликтов.
1. Справедливо отнеситесь к инициатору конфликта. Инициатор выступает с требованиями, претензиями, обидами, которые на чем-то основаны и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Но как обычно партнер реагирует на инициатора конфликта? Зачастую сугубо отрицательно.
2. Создавайте атмосферу сотрудничества. В начале встречи несколько минут следует провести в неофициальной беседе, настраивающей на эмоциональный контакт. Следует подчеркивать моменты, по которым удалось сблизить позиции. И главное условие — спокойный тон и постоянно подчеркиваемая уверенность в плодотворности сотрудничества.
3. Стремитесь к ясности в общении. Заранее следует приготовить заявления, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы с тем, чтобы вся ваша информация дошла до противоположной стороны быстро и без искажений.
4. Будьте сдержанны. Переключитесь с эмоционального на рациональный режим работы психики. Нередко весь тон разговора сводит на нет достижения по ведению пере-говоров. Не говорите категорично, безапелляционно и требовательно, на повышенных тонах.
5. Не оскорбляйте чувство собственного достоинства. Старайтесь отвлечься от обсуждения личных качеств, как ваших собственных, так и другого. 
6. Будьте открыты для новой информации. Простейший способ получить информацию — задавать вопросы. Другой способ — давать информацию.
Умение управлять конфликтами — важнейшее профессиональное качество каждого человека, без которого немыслимо эффективное осуществление им взаимодействия с другими людьми.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ С «ТРУДНЫМ»» РЕБЕНКОМ?  

Каждый преподаватель, мастер производственного обучения в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Психологи такое поведение называют «девиантным», Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
1. 1. Делинквентное поведение - направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона. 
2. Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
3. Скрытые формы неблагополучия ребёнка - пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Самая сложная задача педагогического работника и родителя - найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.


Как вести себя с агрессивным ребёнком?

1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
2. Санкция должна соответствовать поступку.
3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близ¬ких, окружающих ребёнка.
9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
11. Дайте понять ребёнку, что он любим.


Как вести себя с конфликтным ребёнком?

1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.


Как вести себя с тревожным ребёнком?  

1. Выясните причину тревожности.
2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!


Как вести себя с застенчивым ребёнком? 

1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя Этим его недостатки.
9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
10. Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.


Как вести себя с упрямым ребёнком? 

1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное длянего. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
5. Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.


Как вести себя с аутичным ребёнком? 


1. Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
2. Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
5. Заинтересуйте ролевыми играми.
6. Учите замене монологов диалогами.
7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
8. Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
9. В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
10. Дозируйте всё новое в разумных пределах.
11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.


Как вести себя с нервным ребёнком? 

1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
5. Найдите со семи взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.


Как вести себя с гиперактивным ребёнком? 

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции.
2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
3. Главное лекарственное средство - игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка - противоположные ему по темпераменту и складу характера.
6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.


Если ребёнок «устраивает сцены»?  

1. Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.
2. Не утешайте ребёнка запретными вещами.
3. Умейте переключать внимание ребёнка.
4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
6. Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.
7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.
8. Чаще говорите «можно».


Как вести себя с невнимательным ребёнком? 

Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.
1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.


Как вести себя с инертным ребёнком?  

Для инертных учащихся главная проблема - трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:
1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.


Ребёнка учит то, что его окружает: 

  • Если ребёнка часто критикуют - он учится ненавидеть.
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится агрессивности. Если ребёнка часто высмеивают - он становится замкнутым.
  • Если ребёнка часто позорят - он учится жить с чувством вины.
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка часто хвалят - он учится быть благодарным.
  • Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить в людей.
  • Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным,- он вырастет добрым и уверенным в себе!
Диагностические мероприятия
по выявлению подростков, склонных к совершению
аутоагрессивных и суицидальных действий
 
Для организации индивидуально ориентированной психологической помощи важно осуществить меры по раннему выявлению детей и подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.
Формирование социального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от некоторых личностных особенностей и социальной ситуации развития.
Первичными психодиагностическими задачами по выявлению подростков находящихся в группе риска является изучение особенностей поведения, социально – психологического статуса в группе сверстников, самооценки и отношения подростка к собственному будущему.
Рекомендуется использование комплекса, состоящего из следующих психодиагностических методов и методик:
Исследование социометрического статуса,
  • Исследование самооценки личности (Приложение 1)
  • Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.)  (Приложение 2)
  • Данные наблюдений педагогов, сверстников, родителей за изменением поведения отдельных подростков (Приложение 3).
Прилагаемые методы и методики достаточно удобны в применении и информативны после обработки.
Важным показателем возможного изменения состояния подростка может служить показатель его социометрического статуса в группе. Рекомендуется проводить измерение социометрического статуса несколько раз в течение учебного года. Разумеется, необходимо, во – первых, сравнить данный показатель с аналогичными за предыдущие периоды времени, во – вторых, учитывать референтные ориентации подростка. В таком случае можно обнаружить резкие изменения в положении подростка: переход в другой статус, изменение взаимосвязей и отношений. В учреждении образования удобно использовать процедуру с ограничением числа выборов и использовать несколько вопросов, отражающих отношение к взаимодействию в различных видах деятельности.
 
Предлагаем социометрическую карточку следующего содержания:
Социометрическая карточка
№ п/п Вопрос 1 выбор (ФИО) 2 выбор (ФИО) 3 выбор (ФИО)
1. Кого из одноклассников ты пригласишь на свой день рождения?      
2. Кому из одноклассников ты расскажешь о случившейся с тобой неприятности?      
По итогам обработки педагог-психолог строит социоматрицу, дающую достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе и положение в ней каждого учащегося.
При анализе результатов необходимо обратить внимание:
  1. на учащихся с отсутствием выборов (изолированных) и пренебрегаемых;
  2. на резкие изменения в статусной позиции по сравнению предыдущими социометрическими исследованиями.
В целях изучения самооценки предлагаем использовать методику «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Фетискин Н.П. и др. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» - М., 2002, 344 с.) (Приложение №1).
В методике предлагается 15 утверждений, по которым необходимо оценить свое состояние по 5-тибалльной шкале. Проводится в групповом режиме.
Пометки испытуемых переводятся в баллы следующим образом: «очень часто» - 4 балла; «часто» - 3 балла; «иногда» - 2 балла; «редко» - 1 балл; «никогда» - 0 баллов. Чтобы определить уровень самооценки нужно сложить все баллы, выставленные по вертикали и получить суммарный балл.
Уровни самооценки:
10 баллов и менее - завышенный уровень;
11-29 баллов - средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.
Более 29 - заниженный уровень.
Учитывая тот факт, что заниженный уровень самооценки согласно тесту находится в диапазоне 29 – 60 баллов, предлагаем обратить особое внимание на подростков показавших значения самооценки, находящиеся в диапазоне 40- 60 баллов.
При анализе полученных результатов необходимо обратить внимание:
на учащихся, показавших низкие значения самооценки;
на учащихся, показавших изменение самооценки (с более высокой на низкую) в сочетании с изменением социометрического статуса.
 
Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.) предназначена для предсказания возможности самоубийства на основе мыслей о будущем и возлагаемых на него надежд и представляет собой 20 утверждений, которые отражают чувства, состояния, отношение к будущему и прошлому (Приложение 2). Испытуемым необходимо отметить ВЕРНО или НЕВЕРНО каждое утверждение по отношению к нему. Методика предъявляется в групповом режиме.
С точки зрения авторов методики безнадежность – это психологический конструкт, который лежит в основе многих психических расстройств.
 
При разработке шкалы авторы следовали концепции, в рамках которой безнадежность рассматривается как система негативных ожиданий относительно ближайшего и отдаленного будущего. Индивиды с высокими показателями безнадежности верят:
- что все в их жизни будет идти не так;
- что они никогда ни в чем не преуспеют;
- что они не достигнут своих целей;
- что их худшие проблемы никогда не будут разрешены.
Такое описание безнадежности соответствует негативному образ себя, негативному образу своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.
Таким образом, Шкала безнадежности Бека измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у лиц, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства (Beck, 1991).
 
Ключ
Ответ Балл Ответ Балл
01 Неверно 1 11 Верно 1
02 Верно 1 12 Верно 1
03 Неверно 1 13 Неверно 1
04 Верно 1 14 Верно 1
05 Неверно 1 15 Неверно 1
06 Неверно 1 16 Верно 1
07 Верно 1 17 Верно 1
08 Неверно 1 18 Верно 1
09 Верно 1 19 Неверно 1
10 Неверно 1 20 Верно 1
 
Интерпретация:
0-3 балла – безнадёжность не выявлена;
4-8 баллов – безнадежность лёгкая;
9-14 баллов – безнадежность умеренная;
15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.
 
При анализе полученных результатов необходимо обратить внимание на учащихся, показавших умеренную и тяжелую безнадежность.
Анализ совокупных данных
Таким образом, после проведения исследования специалисты СППС получают показатели социометрического статуса, уровень самооценки и отношения к будущему.
Для удобства анализа рекомендуется построение итогового протокола исследования, содержащего показатели по трем методикам. В отдельной графе итогового протокола также целесообразно поставить пометки о поведенческих   особенностях    подростков,    переживающих,    по    наблюдениям    педагогов, родителей, сверстников, трудную жизненную ситуацию (Приложение 3).
Результатом качественного анализа данных протокола должен явиться список подростков, находящихся в группе риска. К группе риска относятся подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и показавшие следующие результаты: статус пренебрегаемого или изолированного, или изменившие социометрический статус в сторону ухудшения, низкую или изменившуюся самооценку, а также показавшие умеренную и тяжелую безнадежность. Будет полезным также обратить внимание на «края» показателей – самые высокие и самые низкие оценки, так как различные их сочетания могут говорить о наличии ситуации риска.
Сразу после составления списка подростков, находящихся в группе риска, необходимо   выделить   подростков,   имеющих   угрожающие   показатели   и предпринять экстренные действия, направленные на обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
 
Первоочередные действия специалистов СППС при наличии риска высокой степени для безопасности жизни подростка:
Обеспечить присутствие взрослого рядом с подростком до приезда
родителей.
Информировать родителей об угрозе жизни подростка
Немедленно связаться с дежурным психиатром (психотерапевтом),
терапевтом поликлиники, либо вызвать скорую помощь и сообщить о высокой
степени риска суицида.
Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.
 
Первоочередные действия специалистов СППС при наличии риска средней степени для безопасности жизни подростка:
Связаться   с   семьей,   безотлагательно   направить к психиатру
(психотерапевту). Контролировать получение медицинской помощи.
Установить отношения с подростком, в ходе беседы предложить
подростку   эмоциональную   поддержку,   оказать   помощь   в   совладании   со
сложившейся ситуацией, проработать суицидальные чувства, укрепить желание
жить.
Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.
Взаимодействовать с психиатром (психотерапевтом), получать от
него рекомендации по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Пригласить на встречу друзей, обсудить совместно с ними стратегию поддержки и помощи.
 
После преодоления острых состояний специалистам СППС необходимо продумать индивидуальный план поддержки подростка.
 
С другими учащимися, находящимися в итоговом списке, рекомендуется проведение углубленного психодиагностического изучения степени риска.
Более подробно с углубленной схемой исследования, а также с организацией профилактики и коррекции суицидального поведения можно ознакомиться в книге «Суицидальное поведение: профилактика и коррекция: учеб.-метод. пособие/Н.А. Сакович; ГУО «Акад. последиплом. образования». Минск: АПО, 2011-138с, размещенной на сайте academy.edu.by или по адресу http://www.academy.edu.by/podrobnee/podrazdeleniy/237.html.
 

«Экспресс – диагностика уровня самооценки»
Опросник
Инструкция: По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко», или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны тебе мысли, описанные в тесте.

№ п/п Суждение очень часто часто иногда редко никогда
1 Я часто волнуюсь понапрасну          
2 Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали          
3 Я боюсь выглядеть глупцом          
4 Я беспокоюсь за свое будущее          
5 Внешний вид других куда лучше, чем мой          
6 Как жаль, что многие не понимают меня          
7 Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми          
8 Люди ждут от меня очень многого          
9 Чувствую себя скованным          
10 Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность          
11 Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне          
12 Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной          
13 Я не чувствую себя в безопасности          
14 Мне не с кем поделиться своими мыслями          
15 Люди не особенно интересуются моими достижениями          
 

АНКЕТА
(шкала безнадежности Бека)
Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение. . Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.
01 Верно Неверно Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом
02 Верно Неверно Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему
03 Верно Неверно Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться всегда
04 Верно Неверно Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет
05 Верно Неверно У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего хочу заниматься
06 Верно Неверно В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне  больше всего нравится
07 Верно Неверно Будущее представляется мне во тьме
08 Верно Неверно Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек
09 Верно Неверно У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем
10 Верно Неверно Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему
11 Верно Неверно Всё, что я вижу впереди – скорее, неприятности, чем радости
12 Верно Неверно Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу
13 Верно Неверно Когда я заглядываюсь в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас
14 Верно Неверно Дела идут не так, как мне хочется
15 Верно Неверно Я сильно верю в своё будущее
16 Верно Неверно Я никогда не достигаю того,  что хочу, поэтому глупо что – либо хотеть
17 Верно Неверно Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем
18 Верно Неверно Будущее представляется – мне расплывчатым и неопределенным
19 Верно Неверно В будущем ждет больше хороших дней, чем плохих
20 Верно Неверно Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что вероятно, я не добьюсь этого

 
Информация,
свидетельствующая о возможной угрозе совершения суицида, которая может быть получена в процессе наблюдений за подростком
Пребывание в трудной жизненной ситуации
К трудной жизненной ситуации или ситуации риска, провоцирующей подростков на совершение суицида относятся:
  1. ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;
  2. разрыв отношений или смерть значимого человека;
  3. конфликтные отношения в семье;
  4. запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  5. серьезные  трудности  в  учебе  при  наличии  высоких   требований родителей, школы к итоговым результатам обучения;
  6. нежелательная беременность, аборт, его последствия;
  7. серьезная инфекционная болезнь, передающаяся половым путем;
  8. серьезная физическая болезнь.
Педагоги могут наблюдать следующие изменения:
  1. изменение внешнего вида;
  2. самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
  3. ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям;
  4. частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
  5. резкие и необоснованные вспышки агрессии;
  6. рисунки на темы смерти на последних страницах предметных тетрадей, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные  размышления на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Сверстники могут наблюдать следующие изменения:
  1. самоизоляция, прерывание дружбы;
  2. резкие перепады настроения, несвойственные раннее;
  3. повышенная агрессивность;
  4. самоповреждающие действия;
  5. постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;
  6. внезапное изменение внешнего вида;
  7. утрата обычных интересов и т.п.
Родители могут наблюдать следующие изменения:
  1. изменение настроения, питания, сна;
  2. изменение отношения к своей внешности;
  3. уход от контактов в семье, самоизоляция;
  4. интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете, посещение тематических сайтов и т.п.);
  5. отсутствие мотива к достижению чего-либо;
  6. нежелание посещать кружки, школу (в том числе увеличение числа прогулов);
  7. серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

www.agrocollege.by 

Статистика

Посетители
2
Материалы
3167
Количество просмотров материалов
31414531

Яндекс.Метрика

 

 

 Интернет-ресурсы

 

Портал Президента Республики Беларусь  Министерство образования Республики Беларусь  Могилевский областной испонительный комитет  Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь  Детский правовой сайт

Республиканский институт профессионального образования Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия