Каждому человеку свойственно желание не замыкаться на самом себе, искать и находить нечто общее с другими людьми. Душа начинает тосковать, если рядом нет того, с кем можно было бы поделиться чем-то сокровенным. Тем не менее трудно найти человека, который понял бы тебя во всём до глубины души, хранил бы все твои тайны и сам ничего от тебя не скрывал. Поэтому каждый человек хочет иметь друга. И не просто друга...
Кто скажет, откуда берётся это удивительное чувство, вдруг охватываю¬щее душу, поражающее сердце, заставляющее по-особому, не так,, как обычно, смотреть на человека противоположного пола? Это случается с каждым. Мы все рано или поздно влюбляемся. Такова созданная Богом природа человека — в неё вложена сила любви, которая побуждает стремиться друг к другу в поиске глубинного единения как душой, так и телом.
Надо признать, что душа человека испорче¬на. Окружающий нас мир в изобилии предоставляет жалкие образы, "эталоны" этого чистого по божественному предназначению чувства души. Где мы можем найти примеры любви? В многосерийных ли телефильмах, где главные ге¬рои постоянно выясняют отношения с "возлюбленными", меняют их как перчатки, внушая телезрителям мысль о нормальности разводов? Или, может, в реальной практике свободных браков, где испытание друг друга совершается на общем ложе без каких-либо взаимных обязанностей? Греховная страсть лукава. Мы слишком многое понимаем в меру своей испорченности. И то, что даётся от Бога для блага и жизни, мы часто воспринимаем через призму нечистого сердца. Разбитые судьбы, разводы, аборты — всё это говорит о потере любви, её отсутствии, незнании, что же есть любовь истинная.
Бывает так, что молодой человек впервые где-то видит девушку, образ которой вдруг про¬никает горячим чувством в его ещё неопытное сердце и надолго запечатлевается в сознании юноши. Воображение невольно влечёт к мечтам. Горячее чувство способно побудить юношу к ры¬царским подвигам, сделать из него героя. Однако возникает вопрос: почему бывает так, что человек, который сначала был самым прекрасным в мире, вдруг теряет свою красоту при более близком общении, и, напротив, человек с виду невзрачный, по мере познания его души, нередко предстает взору всё более и более красивым?
Истинная любовь — не страсть! Сколько людей преткнулось, нанесло глубокую рану своим сердцам, прельстившись внешней, телесной, красотой, манерами поведения либо имиджем человека. Поспешив определить свою брачную участь, сколько затем разочаровалось в своём выборе, вдруг обнаружило отсутствие в супруге красоты настоящей. Внешняя привлекательность исчезла, стала привычной, взамен появилось внутреннее недопонимание друг друга. Крайне опасно доверяться горячему, пылкому, безумному чувству к другому. Ведь ярко вспыхнувший костёр быстро гаснет. Пылкая любовь, возбуж¬дённая красотой телесной и внешними манерами, подобна бенгальскому огню, который привлекает взор яркими искрами, но скоро гаснет, оставляя затем один дым.
Истинная любовь обращена к душе. Со временем телесная красота станет увядать, плотское влечение погаснет. Если на них основывались взаимоотношения людей, то прекратится и любовь. Истинная любовь обращена к душе, она вся — в глубочайшем понимании душ друг друга и, значит, во взаимной верности, в полном при-нятии скорбей и радостей любимого, как своих личных. Истинная любовь есть вполне объективное ощущение, что всё, что есть в этом человеке, — действительно "твоё", очень родное и близкое твоему сердцу. И общение с этим человеком идёт просто, естественно, без внутренней скованности, без лишних слов. Их близость — не в плотском разгорячении, но во взаимном сердечном тепле, в постоянном согревании душ друг друга. Посредством этого тепла, видения души другого красивым является и тело его, но...
Истинной любви чужда дерзость. Она благоговеет перед целомудрием любимого, видит в нём святыню и хранит её, не позволяя себе растлевать чистоту любимого. Блуд несовместим с истинной любовью. Кто действительно любит, тот даже в мыслях не допустит плотской страсти с другим. Так, каждый может проверить самого себя: греет ли любовь сердце или же разжигает греховную плоть. Желание обладать другим человеком, насытить себя его красотой и девственностью является не любовью, а тайной гордостью. Самолюбивый ищет удовлетворения лишь своих низких, приземлённых чувств. Он жаждет насытить понравившимся человеком преступную страсть, но, как только насытится, вмиг охладе¬вает и отвращается от него.
Истинная любовь есть жертвенность! Она вся — во внимании к другому. Кто-то из древних святых заметил, что, хотя небожителей намного больше, чем живущих на земле, на небе — у всех одна воля, а на земле — у каждого своя. Любовь творит из двух одну волю, вдохновляя каждого отдавать своё ради другого. Жертвовать собой не значит ущемлять себя, потому что у любящих жертвенность добровольная. Близка мать детям, близки друзья друг другу, но близость возлюбленных намного глубже: они — одна душа, их скорби и радости взаимны. Подтверждением этой мысли служат слова из Свя¬щенного Писания: "Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей; и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 5—6).
Истинная любовь есть спокойное, ровное, тихое чувство. Оно мирно и несёт мир. Человек не тяготится помыслами ревности, не сторожит непрестанно "любимого", остерегаясь возможных соперников и обращая на них весь гнев. Истин¬ная любовь верна и верит. Она не сковывает лю¬бимого, не запрещает общаться с кем-либо. Потому что истинная любовь свободна, она любит добровольно, жаждет встречной добровольной любви и верит в искренность любимого.
Однако не всё бывает так ровно и гладко, как хотелось бы каждому. Ведь что есть жизнь наша? Непредсказуемость. И на пути общения двое лю¬бящих людей проходят определённые ступени взаимного познания. Бывает, вначале каждый на¬строен видеть в другом идеал красоты и всех совершенств, но при тесном общении сталкивается с особенностями характера, с немощами люби¬мого. И тогда может наступить не то чтобы разо¬чарование, вовсе нет, любовь не допустит этого, но возможны некоторые огорчения, когда ты ви¬дишь, что любимый не во всём таков, каким хотелось бы его видеть. Этого не стоит бояться.
Прежде всего задай вопрос самому себе: насколько ты сам соответствуешь идеалу? Открой глаза на своё несовершенство, на свою собственную немощность и постарайся понять и сострадать немощам другого!
Когда оба любящих преодолеют в себе надуманные стереотипы образа другого человека, когда все недопонимания разрешатся в духе христианской любви и жертвенности, тогда реальный образ любимого предстанет намного красивее, лучше вымышленного.
Не сотвори себе кумира! Когда разрушатся представления о другом человеке, созданные по прихотям своей испорченной природы, тогда окажется, что любимый в реальности как раз отражает все идеалы, соответствует всем сокровенным желаниям. Реальность выше вымысла, чище, лучше мечтаний. И зрение идеала, а лучше сказать, образа Божия в другом человеке, возможно лишь при чистоте своего собственного сердца. Потому что другой человек бывает настолько красив перед нами, насколько мы сами с добром и любовью относимся к нему. Так, один отечественный писатель заметил, что мы любим людей за то добро, которое им делаем, и ненавидим их за то зло, которое им делаем.
Полюби человека таким, каков он есть на самом деле! Прими и пойми его. Будь христианином, пожертвуй собой! Если человека любят за что-то, это несовершенная любовь. Истинная любовь приемлет человека таким, каков он есть в реальности, невзирая на его заслуги и досто¬инства, невзирая на его недостатки. Любовь несовместима с гордостью, потому что чистая, искренняя любовь объемлет ближнего, каким бы он ни был. А ложная любовь — самолюбие — довольна лишь теми, кто ублажает её, кто льстит и заискивает. Думающий о себе, как об обладателе великих достоинств, никогда не поймет ближнего, никогда не почувствует скорби рядом сто¬ящего человека, не порадуется вместе с ним и тем более не снизойдёт к его недостаткам. Потому что истинная любовь есть сострадание и сорадование, а это возможно только в христианстве. И если в сердце нашем появляется хотя бы капля зависти к успехам ближнего, хоть сколь-ко-то жесткости при его нуждах или раздражение при виде его немощей — значит, мы чужды любви.
Путь к любви истинной пролегает через внутренний труд над самим собой, через искорене¬ние греховных страстей, которые все сводятся к самости и желанию чувственных удовольствий. Не ближнего нашего нужно изменять, чтобы он стал любим, а самого себя преображать. Истинная любовь — дар Божий, который даётся тем, кто способен принять его, и отнимается, когда мы не храним дарованное. Но кто способен принять этот дар, кто сохранит его? Лишь тот, кто верен Источнику любви — Богу, хранит Его заповеди и остерегается всего, что Ему неугодно. Сердце человека, не любящего Бога, не примет и созданного Им человека. Лишь христианин способен вместить ближнего в своём собственном сердце.
Почему в мире царят недоверие, неискренность, обособленность всех от всех? Почему мы часто в общении с другими испытываем внутреннюю скованность? Человек замыкается на самом себе, не может открыть своего сердца другому. Он замкнут, потому что нет того, кто поймёт его душу, и потому что часто в открытую душу плюют, её попирают, как это случилось с сердцем любвеобильного Данко. Мы одиноки в мире, часто либо озлоблены, либо находимся на грани какой-то внутренней бездны оставленности, ощущаем отсутствие опоры в жизни. И любовь к другому человеку, которую вложил Господь в естество наше и которая способна воссиять лишь в христианском сердце, выводит из состояния внутренней скованности. Чьё сердце коснулось любви, тот не может быть замкнут. Сердце любящего болит о другом, и эта боль растопит холод бесчувствия, вдохновит на то, что совершенно новое в жизни. Любовь обновляет и учит человека жить, потому что истинная жизнь — не ради себя, а ради другого.
Любовь открывает нам значимость нашего ближнего, его величайшую ценность и важность для нас. Она постепенно готовит сердце к принятию и исполнению заповедей Христовых, которые все — в самопожертвовании, в соборности церковной жизни. И дай Бог каждому идти этим путём, храня в душе сокровище любви, первое проявление которой — к тому, кто тебе ближе всех.
При подготовка статьи были использованы материалы
святоотеческих писаний и духовно-религиозных чтений